Многие мои друзья, которые любят играть в онлайн игры и неплохо научились программировать, часто задумываются о том, а не заняться ли созданием компьютерных игр? Говорят, что многие, кто уже успел освоиться в вычислительных технологиях, однажды решают научиться делать авторские игры. Между прочим, это желание вовсе не так нереально, как может показаться. И многие мои друзья пробовали сделать ту или иную игру.
Зачем люди делают игры
Когда-то давно считалось, что создание игр – это не очень-то уважаемое занятие, куда престижнее было программировать банковские системы и сложные математические расчеты. Однако, так думать – большая ошибка. Так же, как дети осваивают мир, играя, самые крутые программисты начинали свой путь в профессии именно с разработки игр. А некоторые так и остались в этой индустрии, и, как мне кажется, ничуть об этом не жалеют. Не стоит полагать, что создание простеньких флеш-игрушек для детей – занятие не для взрослых программистов. И, хотя, конечно, программирование для транснациональных проектов требует совершенно иных навыков, чем создание яркой игры одевалки, создание игр – тоже важная и нужная работа. И хороший специалист в игровой сфере вполне сможет заработать на домик у моря.
Хотите создать игру? Возможны варианты
В этой статье я хочу рассказать всем об испробованных мною вариантах создания собственных игровых программ, прочитайте о том, как я пытался создать свою игру на компьютере. Возможно, что за прошедшие с тех пор несколько лет многое поменялось, но сам подход остался тем же. У вас есть два варианта – использовать готовые модули, специально разработанные для создания игр, или самостоятельно написать весь код, что называется «до точки с запятой». Как бы н хотелось все сделать самому, я бы рекомендовал сперва использовать «конструктор. Вспомните, как ребенком вы строили домики из кубиков, вот и поиграйте опять в кубики, только теперь в кубики из битов и байтов.
Какие бывают программы для создания игр
Рынок программного обеспечения всегда предлагает вам целый ряд готовых модулей для решения тех или иных задач. Не избавлены от этого и компьютерные игры. Не отмахивайтесь от этой возможности! Такие программы-конструкторы позволят любому, кто хоть немного владеет клавиатурой достаточно просто создавать небольшие игры. И для этого вам даже не понадобится вникать в языки программирования! Я лично начинал с программы Game maker. Уже не помню, откуда я ее взял, да и сейчас, возможно придуманы другие программы – гораздо лучше. А тому – первому моему конструктору игр явно не хватало функционала и дружелюбия к пользователю. НО я благодарен ему. Он стал для меня способом проверить свое желание делать игры.
Вторая моя попытка состоялась уже на совсем другой программе. Это был пакет Macromedia Flash, который в наши дни – не диковинка и входит в стандартный комплект Adobe Photoshop. Для меня эта программа стала настоящей находкой. С ее помощью можно было научиться создавать не только игры на компьютер, но и качественные видеоролики, забавные и яркие мультфильмы, рекламные анимированные баннеры и т. д. Я до сих пор жалею, что так и научился в свое время как следует рисовать. Владение электронным пером и возможностями этой программы позволяет творить чудеса.
Посмотрите хотя бы на игру Мирчар! Что бы она была без чудесной графики!
Игры для мальчиков В Миречар мальчики могут завести себе онлайн питомца, одеть его в стильную одежду, обучить магии, натренировать в школе боя и участвовать в сражениях. Кроме того, в игре есть флеш игры для мальчиков
, возможность торговли и коллекционирования, и другие увлекательные функции. Далее:
|
Игры для девочек Мирчар объединяет в себе различные игры для девочек
в одном волшебном виртуальном мире. Любимые девчачьи игры дополняют друг друга в Миречар: возможности одевалки онлайн
, уход за животными, девчачьи флеш игры - всё это делает Мирчар идеальной игрой для девушек и девочек! Далее: |
Индустрия компьютерных игр - один из самых динамично развивающихся сегментов IT-сферы. Насколько сложно научиться создавать игры или хотя бы отдельные их элементы? Может ли пользователь справляться с подобными задачами в одиночку? Как создают игры на компьютер профессионалы?
Что нужно, чтобы начать создавать игры?
Прежде всего необходима вовлеченность в индустрию в качестве игрока. Без знаний устройства игр изнутри и психологии геймеров, наблюдений за тем, как работает компьютерная графика в режиме реального пользования, а не в теории, успеха в выпуске собственных игр достичь очень тяжело. Если игра создается с прицелом на коммерческие продажи (или хотя бы с целью раскрутки персонального бренда ее разработчика), то она должна быть конкурентоспособной, отражать актуальные запросы игрового сообщества. Выпустить продукт, не угадав с "трендом" - значит потратить время впустую. Поэтому важно быть не просто геймером-любителем, но также и изучать рынок, иметь возможность ставить новые игры на компьютер, тестировать их. А это значит, что разработчику понадобится также и очень И здесь мы переходим ко второму основному условию успеха в сфере гейм-индустрии. Речь идет об аппаратных компонентах - "железе".
Известно, что (из числа ПК, разумеется, речь не идет о промышленных ЭВМ) - игровые. Они включают в себя аппаратные компоненты (процессор, видеокарту, память, чипсет), намного более технологичные, чем ПК для офисных и домашних нужд. Внешне, безусловно, компьютеры различных классов могут почти не различаться, но с точки зрения электронной "начинки" разница существенна. Игровой ПК может стоить в 5-10 раз дороже, чем офисный или домашний. Не исключено, что даже какой-то отдельный его компонент (к примеру, тот же процессор) будет иметь цену выше, чем весь готовый ПК для офиса. Мощное "железо" понадобится, кстати, не только для тестирования геймерских продуктов. Высокопроизводительных компонентов требуют также и специализированные программы для игр на компьютер. Те, при помощи которых будут создаваться шедевры индустрии.
Третий компонент успеха в выпуске классных игр - это, как говорят специалисты "геймерского цеха", - особый вид мышления. Оно должно сочетать в себе два, казалось бы, совершенно разных начала: логику и творчество. Первое нужно для того, чтобы хорошо ориентироваться в построении скриптов, сценариев и различного рода зависимостей, заложенных в концепцию продукта, определиться с тем, как написать игру в структуре, которую поймут и примут будущие пользователи. Второе - для придания своему продукту уникальных признаков, отличающих его от похожих или конкурирующих решений.
Методы создания игр
Как создают игры на компьютер? Эксперты выделяют три основных способа разработки геймерских продуктов: использование конструкторов, задействование игровых движков, а также написание с нуля. Первый - самый простой, третий - наисложнейший. Поэтому, если мы - новички в области создания игр, то нам имеет смысл обратить внимание именно на возможность пользования конструкторами. Однако полезно будет рассмотреть особенности каждого из инструментов.
Конструкторы игр
Конструктор - это набор шаблонов, которые имеют запрограммированную модель поведения. Ближайшая аналогия, которую можно привести, объясняя то, как при помощи такого решения создать игру - "лего"-детали. Подобно тому, как дети конструируют, читая руководство или же импровизируя, домики, машинки и прочие интересные шедевры из пластмассы.
Пользователь обладает относительно большой свободой в управлении шаблонами, задании сценариев их работы. Маловероятно, конечно, что при помощи конструктора даже опытному разработчику игр удастся изготовить продукт, который произведет сенсацию на мировом рынке. Такие программы носят, скорее, обучающий характер, позволяющий начинающим энтузиастам геймерской индустрии понять, как создают игры на компьютер. Однако даже такого рода задача, возложенная на конструкторы, важна с точки зрения развития индустрии.
Игровые движки
Создание игр при помощи движков - процесс, в рамках которого пользователь получает в распоряжение несоизмеримо более широкий, чем в случае с конструкторами, набор инструментов. Вполне реально говорить о том, что посредством интерфейсов, поставляемых производителями таких решений, можно создавать конкурентоспособные даже на мировом уровне решения - аркады, 3D-экшны, игры-симуляторы. На компьютер движки ставятся без проблем и почти всегда сопровождаются удобным интерфейсом пользования ими. Как правило, также и качественной справочной и обучающей системами.
Что такое движок? Это, по сути дела, всего лишь набор команд (хотя и очень сложный, состоящий из сотен тысяч алгоритмов), позволяющих запускать отдельные игровые процессы. Количество шаблонов, подобных тем, что имеются в конструкторах, как правило, сведено к минимуму. А те, что есть, очень легко поддаются видоизменению или же замене на те, что разработает сам пользователь. Задействование движков требует, конечно же, большей квалификации, чем работа с конструкторами. Если речь идет о создании серьезной игры, то пользователю, скорее всего, придется привлекать в помощь еще кого-то (структуру типичной команды разработчиков мы рассмотрим далее). Но однажды освоившись в интерфейсах движка, впоследствии человек сможет адаптировать имеющиеся знания и навыки к созданию практически любых игровых продуктов.
Игра с нуля
В том случае, если пользователь перерос возможности игровых движков, не говоря о конструкторах, выучил несколько языков программирования, изучил в деталях принципы создания 3D-графики, то ему самое время осваивать самый сложный инструмент создания игр - написание геймерского шедевра с нуля. Этапы выпуска нового продукта, скорее всего, будут включать разработку собственного движка - редко какая игра без него обходится, тем более претендующая на признание в сообществе.
Стоит, однако, отметить, что в одиночку справиться с выпуском продукта с нуля очень тяжело (хотя история геймерской индустрии знает такие прецеденты). Но пройти какие-то этапы разработки игры (такие как, например, создание персонажей, прорисовка графических элементов) с тем, чтобы затем подключить других людей, собрав команду, вполне реально и одному пользователю.
Профессиональные разработчики
Если вести речь о разработке игр как отдельном сегменте рынка, то главную роль здесь играют профессиональные студии, обладающие финансовыми и кадровыми ресурсами для выпуска конкурентоспособных в коммерческом отношении продуктов.
Создание игр топ-уровня стоит сотни тысяч, а то и миллионы долларов, а к их выпуску приобщаются десятки специалистов различного профиля. Есть, безусловно, маленькие и средние компании-разработчики, чьи бюджеты на выпуск геймерских продуктов может укладываться в сумму 8-10 тыс. "зеленых", но это очень специфический сегмент.
Структура профессиональной игровой студии
Продолжая разговор о профессиональной полезно будет изучить структуру среднестатистической фирмы-разработчика. Кто должен работать в компании, претендующей на создание мирового геймерского бестселлера? Как создают игры на компьютер те люди, кто занимается этим на профессиональной основе?
В команду разработчиков обязательно должны входить дизайнеры и художники. Без их таланта компьютерная графика не впечатлит пользователей. Графика - это, по признанию многих экспертов, ключевой фактор успешности игры. В некоторых случаях должности этого типа делятся по функциям. Например, в команде создателей игр могут быть отдельно 2-D, 3D-дизайнеры, а также так называемые концепт-художники, которые предлагают своим коллегам и руководству фирмы на утверждение эскизы будущих элементов графики.
Следующая группа специалистов - это "моделеры". Они, под стать именованию своей должности, создают прообразы персонажей игры, а также окружающих их артефактов, техники, зданий, "моделируют" будущий виртуальный мир. В ряде случаев специалистам этой категории помогают аниматоры (в тех случаях, когда предстоит моделировать особо сложные движения персонажей).
В большинстве случаев к созданию игр привлекаются собственно программисты. Это происходит чаще всего тогда, когда компания-разработчик использует свой собственный движок, но нужно периодически согласовывать прописанные в нем скрипты с особенностями игровой анимации, заложенной художниками. Если же движок поставляется сторонним разработчиком, то, как правило, изменений в программном коде делать не требуется.
Серьезный геймерский продукт не сделать без арт-директора. Этот человек призван консолидировать усилия художников и дизайнеров в рамках единой концепции. Он, к тому же, будет ответственен за эффективность работы, организацию процессов так, чтобы игра была выпущена в срок.
Создаем игры сами: обзор программ
Как создать игру, имея лишь общие познания касательно работы программ для разработки геймерских продуктов? Существует очень много инструментов, позволяющих даже любителю создать свою собственную игру. Приведем примеры из числа решений тех типов, о которых мы говорили выше.
Game Maker
Эта программа дает возможность создать игру даже тем пользователям, которые не владеют языками программирования. Речь, правда, не идет о разработке трехмерных шедевров. Программа позволяет создавать только 2D-игры, но в широком многообразии жанров. Можно делать очень простые игры "бродилки". Меню, доступное пользователю, содержит большое количество готовых шаблонов. Все, что, по сути, остается сделать - так это придумать свой сценарий игры.
Программа содержит достаточно подробные инструкции, хорошего качества справочную систему. Освоив возможности Game Maker на базовом уровне, пользователь может перейти к изучению встроенного языка этой программы - Game Maker Language. Используя его возможности, можно выйти за пределы заложенных в ПО шаблонов и создавать игры практически с нуля.
Construct-2
Продукт Construct-2 признается экспертами одним из самых функциональных в классе решений для создания игр пользователями, не владеющими языками программирования. Огромный плюс этого решения в том, что с его помощью можно выпускать игры под большинство используемых сегодня платформ - Windows, iOS, Android, создавать их на языке HTML5 и приложения для Facebook (поняв, как делать программы для запуска в этой социальной сети, пользователь научится тому, как в "ВК" создать игру, показать ее друзьям). Пользователи Construct-2 отмечают простоту и понятность ее интерфейса. Работать можно в основном по шаблонам, но их очень много, а потому найдется практически любой, что впишется в сценарий, придуманный пользователем. Приятный аспект - с помощью Conustruct-2 можно бесплатно.
Unity 3D
Две вышеперечисленные программы предназначены для создания игр в 2D-режиме. Unity позволяет работать, используя возможности 3D-графики. Возможностей, которые дает программа - огромное количество. Так же как и в случае с Construct 2, есть мультиплатформенность (присутствует даже поддержка консолей - Xbox, PlayStation, Wii).
В составе программы - один из лучших в мире, по признанию экспертов, игровых движков (называется он так же - Unity). Поэтому это решение, без всякого преувеличения, позволяет создавать геймерские шедевры мирового уровня (если, конечно, нам удастся собрать команду, сопоставимую по кадрам хотя бы со среднестатистической студией разработки). Можно будет выпускать очень серьезные игры на компьютер. Стрелялки - однозначно, стратегии - также вполне реально, гонки, симуляторы - легко.
Эта статья расскажет Вам, что же всё-таки нужно, чтобы создать компьютерную игру. Если Вы устали от общих советов - просмотрите этот документ, и Вы наверняка найдёте в нём что-нибудь полезное. Материал ориентирован начинающим и для профессионалов никакого интереса не представляет.
Свобода или деньги
Хотите ли Вы создать компьютерную игру? Надеюсь, Вы уже разрешили свои сомнения. Исходя из того, что Вы сейчас читаете этот текст, смею предположить, что да. Поэтому предлагаю Вам задаться другим, не менее банальным, но и не менее важным вопросом: зачем Вам это нужно? Ответ на этот вопрос уже менее очевиден, и я постараюсь помочь Вам в его отыскании. В зависимости от него в первую очередь и зависит, каким инструментарием Вы будете пользоваться.
А вариантов ответа, если поразмыслить, можно выделить два.
Вариант первый. Прочитав статью в любимом журнале, услышав восторженный рассказ друга или полистав интернетовские форумы, Вы поняли, что игру под силу собрать простому смертному и тут же заразились этой идеей. Таким образом, программу Вы пишите из чистого энтузиазма для себя любимого, представления друзьям или, в крайнем случае, для бесплатного распространения по Сети. То есть коммерческое распространение изначально не предполагается. В этом случае Вы можете особенно не стеснять себя в выборе средств разработки. Я не призываю Вас переходить на пользование исключительно пиратским софтом. Просто имейте в виду тот факт, что многие крупные компании - разработчики популярного ПО - смотрят сквозь пальцы на подобное использование своих продуктов. Принцип «попробуй и купи» в общем и целом укладывается в их идеологию.
Согласно второму варианту Вы, напротив, просто ищите способ побольше заработать и решили, что создание игровых программ - это и есть долгожданная птица удачи, Ваш шанс шагнуть «из грязи в князи». Следует отметить, что весьма часто второй вариант вытекает из первого. Создав действительно качественный продукт и постоянно его совершенствуя, Вы решаетесь взимать плату за его использование. При таком раскладе у Вас уже нет такого богатства выбора. Вам так или иначе придётся приобрести лицензионные версии программ, иначе закономерно возникнут проблемы. Так что волей-неволей придётся оценивать свои финансовые возможности. Во избежание недоразумений я должен был поднять здесь эту тему.
А теперь подумаем, что же нам всё-таки пригодится, чтобы написать Игру.
Flash и конструкторы игр
Flash является уникальной программой, не имеющей конкурентов в своей нише, главным образом из-за её широкой функциональности. Используя всего один продукт, Вы можете быть программистом, web-дизайнером и художником одновременно. Созданные с помощью Flash игры немного легче распространять, нежели «настоящие». Но серьёзный проект на флеше собрать не получится. Если Вы программист-одиночка, то для Вас Flash может оказаться почти идеальным решением, позволяющим сэкономить время и деньги. Но если Вы работаете в коллективе и хотите сделать именно Игру, а не интерактивный мультфильм, настоятельно рекомендую обратить внимание на более специализированные продукты.
Теперь касательно всевозможных конструкторов игр. Друзья мои, использование их является ламерством в чистом виде. Они (конструкторы) лишены многофункциональности Flash, не предоставляя взамен никаких преимуществ. С помощью конструктора Вы можете сделать только то, что предусмотрел его создатель, тогда как трансляторы вроде Delphi или Visual C++ позволяют вам решить любую программистскую задачу.
Мой вам совет: откажитесь от использования конструкторов игр и сразу же переходите на «серьёзные» продукты.
Разбор полётов
Надеюсь, я отговорил Вас от использования всяческих флешей и направил на истинный путь создателя игр, если нет - возвращайтесь к предыдущему разделу:)
А теперь пришло время разобраться, что же нам всё-таки понадобится на нелёгком поприще игроделания. Во-первых, Вам понадобится персональный компьютер, как бы банально это не звучало. Без него уж, извините, ни куда. Во-вторых, обязательно пригодятся голова, способная мыслить, анализировать и немного фантазии. И последний обязательный атрибут программиста-игроделателя, конечно же транслятор. О нём-то родимом и пойдёт речь далее. Помимо обязательного набора, понадобятся и другие программы вроде графического редактора, но о них - чуть позже.
Выбираем транслятор
Заметьте, я ещё ни слова не сказал о выборе языка программирования. Существует их великое множество и для написания игры теоретически подойдёт практически любой. Писать игры можно и на бейсике, и на фортране, и, простите за выражение, на стене в сортире. Здесь важно определиться, что Вы понимаете под словом «игра» и какую именно игру Вы хотите сделать. Устройство современных графических игр в корне отличается от всяких там чёт-нечетов и иже с ними. Головоломка со словами, работающая в текстовом режиме тоже называется игрой. И именно по этой причине среди непременных атрибутов создателя игр я не упомянул графический редактор. Лично мне под гордым словосочетанием «компьютерная игра» представляется красочное шоу, обладающее динамическим действием и обязательным присутствием графики. Для написания таких игр создавался DirectX и такие игры продаются сегодня тысячными тиражами.
Я уделяю такое внимание этому вопросу потому, что игра - понятие весьма расплывчатое и важно с самого начала определиться, что же именно Вы хотите сделать.
Определились? Тогда можно смело переходить к выбору транслятора, или, упрощённо говоря, среды разработки. Заметьте, что я рекомендую выбирать не язык программирования, а именно транслятор. Обусловлено это одной простой причиной. Программист не работает с C или паскалем. Он использует Microsoft Visual C++ или Borland Pascal. Не суть важно, на каком именно языке Вы будете программировать. В конечном итоге то, что Вы сможете сотворить, во многом определяется возможностями конкретного транслятора. Я рекомендую остановить выбор на уже упомянутом Visual C++, Borland C++ Builder или Borland Delphi. Представленные трансляторы продаются в нескольких редакциях. Я не рекомендую брать самую навороченную супер pro-версию. В основном, отличие между разными редакциями заключается в количестве доступных программисту визуальных компонентов и вспомогательных утилит, что для создания игр непринципиально.
Игровые двигатели
Собирать игру из стандартных визуальных компонентов - не самое красивое решение. Следуя ему, Вы лишаетесь приемлемого быстродействия и заведомо ограничиваете себя в возможностях.Однако писать игру «с чистого листа» сегодня также не принято. Для упрощения создания игровых и мультимедийных приложений были созданы библиотеки DirectX. При множестве преимуществ, в числе которых - высокое быстродействие, программированию на «чистом» DirectX присущ один серьёзный недостаток - высокая сложность разработки.
А по сему было создано множество так называемых «игровых движков», основанных на DirectX и значительно облегчающих процесс программирования. Не пренебрегайте, но и не злоупотребляйте их использованием. Было бы смешно, если бы стандартный пасьянс Windows был написан на DirectX-движке и требовал для работы наличия в системе 3D-акселератора.
Самые навороченные движки продаются за бешеные деньги и их распространение строго ограниченно. К счастью, в Интернете можно найти и множество бесплатных движков. Например, если вы используете Delphi и являетесь новичком в программировании, я рекомендую вам ЛКИ-Creator и DelphiX.
Подбираем кисти
Пара слов о графических редакторах. Для создания сколько-нибудь приличной графики в Paint’e Вы должны обладать недюжинным талантом и неограниченным свободным временем, так что рекомендую пойти более цивилизованным путём. Конечно, Photoshop - штука дорогая, но в деле обязательно пригодиться. Другой хорошо зарекомендовавшей себя программой является Corel PhotoPaint. Для обработки трёхмерных моделей рекомендую 3D Studio Max, являющейся почти стандартом де-факто в области трёхмерной графики.
Сопутствующие средства
И напоследок, хочется упомянуть о, так сказать, второстепенных средствах, используемых в процессе разработки игр и достойных Вашего внимания. Здесь я не буду многословен и перейду сразу к делу. После достижения некоторых успехов Вам может пригодиться программа для создания установочных дисков - лучше всего начинающему разработчику подойдёт InstallShield Express. Для создания презентации продукта и создания оболочки компакт-диска используйте InstallShield DemoShield. О средствах создания музыки и прочих подобных вещах я здесь даже и не заикаюсь. Музыку для игр сегодня редко создают сами, а качают уже готовую из Интернета, особенно это касается начинающих разработчиков. Главное, чтобы источник не был слишком известным. Один из главных Ваших помощников - Интернет. Не пренебрегайте посещением On-Line форумов и конференций.
Что должны учитывать будущие разработчики игр? С какого языка начать обучение? К чему стремиться? На кого равняться? И что необходимо сделать в первую очередь?
Большинство любителей рок-музыки рано или поздно берут в руки гитару. Фанаты спорта страстно мечтают о выходе на футбольное поле, баскетбольную площадку или теннисный корт. Ну а те, кто совершил сотни угонов в GTA, провел десятки часов в компьютерных клубах за Counter-Strike или достиг немалых успехов в MMORPG, наверняка задумываются о карьере разработчика игр.
Проблема в том, что данному направлению обучают в считанных учебных заведениях. Посему большинство разработчиков игр – самоучки, некогда сами составившие учебную программу. Но какие нюансы они учитывали? С чего начинали и к чему стремились? Какой язык учили в первую очередь? На эти и другие актуальные вопросы мы и постарались ответить.
К чему стремиться?
Перед походом в магазин вы составляете список покупок (хотя бы в голове). Перед поездкой в другой конец города – прокладываете маршрут. Ну а перед тем, как обучаться разработке игр, целесообразно задаться вопросом: чем именно вы хотите заниматься? Создавать мобильные приложения или браузерные игры? Трудиться в крупной компании или маленькой? Профессионально заниматься разработкой игр или посвящать этому свободное от работы время? И если первое, то что интересует вас больше: создание интерфейса, отшлифовка геймплея или написание скриптов?
Правильная постановка цели поможет сэкономить уйму времени и сил. Кроме того, позволит достичь конечного пункта кратчайшим путем. Без риска сойти с дороги или угодить в болото.
Какой язык учить?
Кроме того, от цели зависит и ответ на животрепещущий вопрос: с какого языка программирования стоит начинать?
Так, будущим разработчикам игр вроде Minecraft и мобильных приложений под Android стоит обратить пристальное внимание на Java. Для начала советуем пройти интенсив , тем более, что это бесплатно. Тем, кто заглядывается в сторону iOS – на Objective-C. Для браузерных игр порой хватает знания Ruby-On-Rails. Для совсем маленьких и простых временами достаточно HTML. В производстве Flash-игр используется ActionScript, а для написания скриптов любой сложности вам понадобится JavaScript или, возможно, не столь распространенная Lua. Для создания же небольших консольных игр требуется знание C#.
Что до наиболее крупнобюджетных игр (так называемого класса AAA), то большинство из них оснащены своим или заимствованным у коллег "движком". Нередко, впрочем, весь "движок" или его большая часть написана на C++. Именно этот язык использовался при создании множества известных "игрушек" – от Doom 3 и Call Of Duty до FIFA и The Sims. В то время как классика вроде Quake была написана на C.
Впрочем, в освоении C++ есть и загвоздка – чрезмерная сложность. Недаром ведь говорят, что браться за C++, не зная других языков, – все равно, что начинать изучение математики с линейных уравнений.
Достаточно ли одного языка?
Одна из прелестей программирования – возможность постоянного саморазвития. В разработке же игр (особенно крупных) самосовершенствование, в том числе изучение как можно большего количества языков, – не прихоть, а жизненная необходимость. Так, опытные разработчики, трудящиеся на благо гигантов игровой индустрии, нередко сталкиваются с необходимостью поочередно писать на 7-8 языках. При этом, помимо вышеуказанных языков, им приходится изучать, к примеру, Python либо и вовсе SQL (как вы понимаете, для создания баз данных).
Поэтому, если вы решили связать судьбу с производством крупных игр, будьте готовы стать "полиглотом". Кроме того, чем больше языков вы освоите, тем более интересные и разнообразные задачи перед вами поставят. Ну и, конечно, шансы на получение работы мечты заметно возрастут.
С ЧЕГО НАЧАТЬ?
Перед тем, как совершить кругосветное путешествие, нужно научиться ходить. Ну а перед серьезным игровым проектом необходимо попробовать силы в чем-то менее значимом.
Практически все опытные разработчики вне зависимости от регалий и таланта начинали с небольших приложений: настольных игр, вариаций известных "игрушек", простеньких "флэшек". Тогда они не думали о крупных выставках вроде E3, а накапливали бесценный опыт. Почему бы не последовать их примеру? При этом не обязательно писать архисложный код. Для дебюта достаточно использования специальных программ для создания игр (к примеру, Game Maker). Ведь даже благодаря несложному инструментарию вы значительно облегчите себе жизнь. Во-первых, в миниатюре поймете логику и структуру практически любого игрового приложения. Во-вторых, набьете шишки, которые заживут во время перехода к серьезным проектам. Наконец, в-третьих, обогатите портфолио. Ведь даже простая "игрушка" требует массу времени, терпения и творчества для выдумки концепции, написании кода и устранения багов. Кроме того, показывает, что с производством игр вы знакомы не только в сухой теории.
Что брать за ориентир?
Тот, кто мечтает стать писателем, прочитает сотни книг перед тем, как напишет хотя бы одно слово. Мастера игры на фортепиано на зубок знают лучшие произведения Штрауса, Шопена и Бетховена. Известные же художники перед крупными выставками наизусть заучивали историю искусств.
В разработке игр действует тот же принцип. Вы не сможете развиваться в вакууме. Поэтому играйте, вдохновляйтесь мастерами и, как губка, впитываете лучшее. При этом старайтесь смотреть на приложения не глазами "геймера", а взором разработчика. Иными словами: транспонируйте игру. Задумайтесь, почему в данный момент времени "бот" побежал налево, а не назад? Из-за каких факторов меняется сила и точность удара в спортивном симуляторе? Как создать "эффект усталости" при долгом беге персонажа? Как сделать так, чтобы во время дождя игрок слышал звук капель, а не свиной визг? В общем, проникайте в суть. Постарайтесь воссоздать в голове алгоритмы, с которыми сталкиваетесь во время игры. Поверьте, подобный конструктивный подход поможет вам в будущей нелегкой, но чертовски увлекательной карьере разработчика игр.
Эта статья является первой в целом цикле материалов для тех, кто хочет стать создателем игр. Если вы молоды, амбициозны и полны идей, а руки чешутся сделать "убийцу GTA" или "MMORPG типа WoW, но круче", то вы нашли то, что искали - руководство новичка по созданию игр . Моя цель - дать читателю общее представление о том, как же всё-таки выглядит процесс создания игр и развеять те иллюзии, которые могли сложиться на этот счёт, чтобы в последствии вы смогли избежать ошибок, совершаемых многими. Как и в любом деле, половина успеха - это правильная подготовка, поэтому чем полнее вы с самого начала будете представлять себе всю картину - тем большего успеха сможете добиться.
На данный момент цикл статей включает в себя следующие материалы, который со временем будет дополняться:
1. Создание игр для начинающих
Начинающий Разработчик Игр - В Простонародии "Чайник"
Итак, после очередного вечера за вы подумали - а чем я хуже?.. Подумали и решили, что вот он, шанс на всеобщее признание - пора создавать игры своей мечты! Кажется, что в этом нет ничего сложного, но вы заблуждаетесь... серьёзно заблуждаетесь. С этого, пожалуй, мы и начнём.На самом деле, даже если не касаться вопроса сложности разработки любой игры (а мы его обязательно коснёмся чуть ниже), то все плюсы и положительные стороны "игроделания" с лихвой уравновешиваются негативными сторонами, с которыми так или иначе сталкиваются все разработчики, особенно начинающие.
Так уж сложилось, что самый первый этап является и самым привлекательным - это момент рождения идеи, её поверхностной проработки, мгновения творчества. В такие моменты можно часами нарезать круги по комнате, представляя, каким классным всё должно получиться и какого признания можно добиться, если воплотить новую идею в жизнь. Восхищение своим творческим гением может переполнить сосуд, и в таком случае оно потребует выхода - чаще всего незрелая идея выплёскивается на одном из тематических форумов, в теме с заголовком вида "Собираю команду для разработки игры, нужны все". Где успешно высмеивается более опытными товарищами по цеху, и, стоит признать, порой весьма справедливо.
Создание Игр - Развлечение?
К сожалению, это далеко не так. Даже если не касаться профессиональной работы в индустрии производства игр, то и любительский проект - это не развлечение в прямом смысле этого слова. Конечно, процесс работы над воплощением своих идей приносит определённое удовлетворение и удобен как средство самореализации, но... Как уже было сказано, самым приятным является момент рождения идеи и её проработка, но затем неизбежно наступают "трудовые будни" с их повторяющимися действиями, нудной кропотливой работой и тем, чем заниматься ну совсем не хочется (а так как создание игр - достаточно разноплановая работа, то такие вещи наверняка будут, особенно если вы работаете в одиночку). В итоге в таком болоте тонет мотивация, а вместе с ней - и желание заниматься своим проектом.Будьте готовы к тому, что даже относительно небольшой игровой проект может отнять у вас не один месяц времени на его завершение. Подумайте - достаточно ли у вас мотивации, чтобы продолжать работать над воплощением своей идеи даже после того, как начальный азарт угаснет?.. Наверное, не ошибусь, если скажу, что доля проектов, не доведённых до конца и брошенных на разных этапах разработки, стремится к 99%... Вы ведь не хотите пополнить это число своей идеей, правда?
Типовой Портрет Начинающего Разработчика
Да простят меня те, кто узнает себя в этом описании - призываю не обижаться, а продолжить чтение. Сейчас мы попробуем нарисовать типовой портрет начинающего разработчика игр, чтобы лучше понять, с чем нам предстоит иметь дело. Итак, начинающий "игродел" - это чаще всего учащийся школы в возрасте 12-18 лет, внезапно загоревшийся идеей создания игр. Идея приходит спонтанно либо после какого-то толчка к вдохновению, вроде нового фильма или популярной игры. Как правило, сам он ничего не умеет в силу возраста, недостатка опыта и иных причин, поэтому хочет выступать в качестве "руководителя " и/или "сценариста ", "автора идей ". Соответственно, так как самостоятельно с такими навыками сделать ничего хотя бы отдалённое напоминающего игру, нельзя, то нужна "команда", которую данный генератор гениальных идей пытается собрать на одном из тематических форумов.При ближайшем рассмотрении идея оказывается клоном чего-то популярного и известного, "но лучше". Так как представления о том, чего же, собственно, хочется, и как организовать продуктивную работу, нет, то в команду приглашаются все либо почти все. В итоге такая "команда" складывается из случайных людей, которые в течение недели-двух создают видимость бурного обсуждения "проЭкта", иногда даже что-то пытаются сделать (вроде 3D-модели из набора примитивов), но примерно через это же время былой энтузиазм сходит на "нет", у членов команды появляются неотложные дела/сессия/уроки/бабушка заболела и вся затея благополучно рассыпается как карточный домик. Знакомая картина?..
Разработка Игр - Профессия или Хобби?
Разработка игр для многих является просто хобби (т.е. увлечением), но некоторые люди связывают с индустрией разработки игр свою карьеру и становятся профессиональными разработчиками. Естественно, что вопрос о том, есть ли разница между любителем и профессионалом, не стоит - она есть и весьма существенна. В то же время некоторые любители имеют куда более высокий уровень, чем отдельные "профессионалы", так что сам факт принадлежности к одной из этих двух групп не является определяющим. Тем не менее, некоторый отпечаток он всё же накладывает.Любитель , как правило, имеет иной источник дохода (в случае, если он уже достаточно взрослый человек), поэтому над ним не висит вопрос коммерческой успешности своего проекта. Аналогично для тех, кто учится в школе/ПТУ/ВУЗе - они могут работать над игрой в своё удовольствие, бросить в любой момент, реализовывать любые идеи и вообще испытывают гораздо больше свободы в своих действиях. С другой стороны, они не могут посвятить изучению инструментов и получению новых навыков достаточно времени, поэтому в постоянно меняющемся мире игр всегда серьёзно отстают технологически и качественно.
Профессионал - он и в Африке профессионал. Он делает свою работу и получает за это деньги. Как правило, работать приходится над чужими идеями, и благо, если они кажутся интересными - но иногда всё равно приходится работать над тем, что тебе не нравится. Так как уровень мастерства является определяющим в профессиональной деятельности, то такому человеку приходится идти в ногу со временем - осваивать новые технологии, программы, приёмы, техники и т.д. Он может позволить себе посещать семинары, курсы повышения квалификации, тратить достаточно времени на книги и видеоуроки - словом, пребывать в постоянной гонке за право считаться специалистом своего дела.
Есть и третий вариант - это независимые разработчики (инди) . На мой взгляд, это самый привлекательный путь для тех, кто обладает достаточным талантом и способностями для того, чтобы заниматься разработкой игр "от и до" самостоятельно либо в небольшом коллективе. Налицо плюсы такого подхода - можно работать над воплощением своих идей и в то же время зарабатывать на этом.
Вобрав в себя плюсы профессионального и хобби-подхода, инди-разработка не избавлена от ложек дёгтя в бочке мёда.
- Во-первых, чтобы быть успешным инди-разработчиком, необходимо всё же регулярно заниматься повышением своих способностей и улучшением навыков, посвящая достаточно времени самообразованию - двух выходных дней в неделю, которые можно посвятить себя делу, скорее всего будет недостаточно.
- Во-вторых, вам придётся самостоятельно заниматься многими специфическими вещами, которые в крупной компании выполняли бы отдельные специалисты, а в любительском проекте можно было бы обойтись и без них. В-третьих, так как мастера-на-все-руки, которые одинаково хорошо могут справиться со всеми аспектами разработки игры (графика-дизайн-музыка-программная часть) во всём мире, наверное, считанное количество, то часть работы нужно будет передавать на исполнение фрилансерам либо искать единомышленников, готовых работать вместе с вами.
- Ну и в-третьих - делая ставку на свой проект, вы вкладываете в него время, деньги (хотя первоначально можно обойтись без значительных вложений) и ожидаете получить какую-то отдачу. И тут всё зависит от вас - на что наработаете, то и заработаете. Проект может быть как удачным, так и неудачным.
Цена Идеи для Игры
Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда на форуме о разработке игр появляется тема, в которой автор представляет свой проект, но избегает всяких деталей, ограничиваясь лишь самой общей информацией. В ответ на просьбы дать подробности автор утверждает, что не сделает этого, т.к. идеи уникальны и могут быть украдены. Бесспорно, некоторые идеи могут быть очень удачными, и их вполне разумно держать в секрете, но...
Не падайте в обморок, но идея сама по себе не имеет никакой цены. Ноль. Даже самая гениальная идея ничего не стоит. Идей великое множество, и некоторые из них весьма и весьма удачны. Тем не менее, идея не обладает практическим значением до тех пор, пока она не реализована в виде чего-то менее абстрактного.
Задумайтесь: когда в последний раз вы видели действительно оригинальную идею? "Аватар"? Нет - если разложить идею до уровня концепции, то всё просто: земляне из будущего добывают ресурсы на чужой планете, игнорируя интересы местного населения. Один из землян проникается сочувствием к аборигенам, становится частью их народа и возглавляет борьбу против захватчиков. Просто, не правда ли? Crysis? Классический шутер про элитного спецназовца с супер-способностями, которые ему даёт костюм, и пришельцами из космоса. World of Warcraft? Игра, действие которой происходит в богатой на события и предысторию вселенной, с высокой ролью сюжетной составляющей, разносторонними сложными взаимодействиями игроков и мощной экономической системой.
Во всех этих идеях самое ценное то, КАК они были реализованы. Даже самая простая идея, будучи воплощённой в жизнь на высоком, качественном уровне, с глубокой проработкой, может "выстрелить" и стать хитовой игрой/фильмом.
Таким образом мы приходим к выводу, что для начинающего разработчика вопрос "как" гораздо важнее вопроса "что". Очевидно, что идея создания MMORPG нового поколения (так называемый next-gen) абсолютно бесполезна для большинства разработчиков, так как в силу объективных причин они просто не могут реализовать её в каком бы то ни было виде.
Английский Язык для Разработчика Игр
Отдельного упоминания заслуживает вопрос изучения английского языка. Очевиден тот факт, что игровая индустрия в подавляющем большинстве своём использует английский язык как язык международного общения. Конечно, есть национальные рынки и их разработчики, которые говорят на своём языке (например, Россия и Япония), некоторые из них могут быть весьма крупными и даже огромными (Китай) - но это не отменяет того факта, что инструменты разработки, учебные материалы и документация почти всегда использует английский язык.Я убеждён в том, что знание английского языка - это критический фактор , который оказывает огромное влияние на тот путь, который предстоит пройти, чтобы стать разработчиком игр. Даже с чисто практической точки зрения способность читать и понимать английские тексты - огромный козырь в борьбе за место под солнцем. Если вы откроете вакансии русских компаний-разработчиков, то в 90 % из них найдетё такой пункт, как "технический английский на уровне чтения и понимания".
Возьмём конкретный пример - 3D-графика. Текстовые и видеоуроки по 3D-графике на русском языке в большинстве своём сделаны любителями для любителей, лишь немногие из них учат чему-то, что можно назвать средним уровнем, и крайне малая часть - это действительно профессиональные и актуальные вещи. Иными словами, всё это - капля в море знаний.
Спрашивается - зачем довольствоваться каплей, если можно выпить море? Знание и понимание английского - это ваш ключ к огромному массиву полезной и актуальной информации, сам факт доступа к которой даст вам десять очков форы. Компании Digital Tutors и Gnomon Workshop имеют в своём активе тысячи часов обучающего видео по всем областям применения популярных 3D-пакетов, таких как Maya или 3DS Max. Англоязычные сайты кишат статьями о геймдеве, а на форумах могут подсказать решение сложных проблем - просто потому, что количество людей ТАМ несоизмеримо выше с количеством людей ЗДЕСЬ. Берите лучшее из двух миров!
Что делать? Учить языки - оно того стоит, даже если через год вы забросите геймдев. Как? Не спать на уроках в школе, записаться на курсы, использовать самоучители - путей много, было бы желание. Особое внимание стоит уделить лексике - вам совсем необязательно уметь говорить на этом языке, главное - уметь читать и понимать прочитанное. Уже после этого можно будет начать развивать навык восприятия английской речи на слух - и в этом могут помочь видеоуроки по 3D-графике, если вы художник, или аудиоуроки по английскому языку. Ещё раз повторюсь - по ту сторону языкового барьера огромный мир, полный информации. Не иметь к нему ключей - всё равно что учиться по черновику, когда рядом есть библиотека.